На фоне роста онлайн-покупок и предновогодней активности, мошенники усиливают атаки на пользователей. Они используют социальную инженерию, создавая у людей ложное чувство срочности или играя на желании выгодно подготовиться к празднику. Сотрудники ВТБ рассказали о ключевых схемах обмана в новогодние каникулы и дали рекомендации по защите средств клиентов.
Схемы:
- Фишинг в праздничной упаковке. Злоумышленники массово рассылают «трогательные» новогодние истории, письма о «подарках от Деда Мороза» или уведомления о доставке. Ссылки в таких сообщениях ведут на фишинговые сайты или служат для распространения вирусов для хищения данных банковских карт и учетных записей.
- Фейковые магазины и билеты. Мошенники создают сайты-двойники известных маркетплейсов или продают поддельные билеты на новогодние шоу и детские елки. После оплаты товар не поступает, а доступ на мероприятие оказывается недействительным. Часто злоумышленники используют агрессивную рекламу в соцсетях и мессенджерах, заманивая пользователей ограниченным «праздничным предложением».
- Социальные ловушки. Под видом новогодних розыгрышей и конкурсов в соцсетях мошенники для «получения приза» выманивают реквизиты карт или личные данные. Отдельную опасность представляют файлы с якобы корпоративными фотографиями, особенно с расширением .apk для Android, которые на самом деле содержат вредоносное программное обеспечение.
Как защитить себя?
Не переходить по ссылкам из непроверенных «праздничных» писем, сообщений в мессенджерах или постов в соцсетях, даже от якобы знакомых отправителей.
Проверять сайты магазинов на подлинность, например, в разделах с партнерскими проектами.
Использовать для онлайн-платежей отдельную банковскую карту с ограниченным лимитом или пополнять ее только на сумму конкретной покупки.
Остерегаться «розыгрышей», где для получения приза требуются данные карты, и не скачивать подозрительные архивы и файлы (особенно .apk) даже из доверенных источников.
Внимательно проверяйте адрес сайта (URL) перед оплатой любых билетов или товаров, особенно если перешли по рекламной ссылке.





