Сотрудники Управления по противодействию киберпреступности МВД России провели аналитику жалоб россиян на мошенников и выявили алгоритмы «работы» телефонных мошенников. Россиян призвали быть готовыми к тому‚ что разговор с незнакомцем может развиваться по одному из следующих сценариев:
Схема 1. Операторы сотовой связи. Мошенник может представится оператором сотовой связи и сообщить‚ что срок договора по вашей сим-карте истекает․
Схема 2. Предложения от лжеброкеров. Злоумышленники предлагают услуги по открытию выгодного брокерского счета, оплате страхового взноса за инвестиции и так далее․
Схема 3. Общение с работодателем. Мошенники предлагают заполнить анкету и указать данные банковского счета для перечисления будущей зарплаты‚ а также внесли персональные данные для бухгалтерии/кадровика»․
Схема 4. Звонки или сообщения от знакомых. Аферисты представляется дальними родственниками‚ знакомыми или старыми друзьями‚ сообщают о том‚ что попали в беду и просят деньги или просят проголосовать «за племяшку»‚ но чтобы это сделать необходимо заполнить анкету и указать личные данные․
Схема 5. Оплата услуг по фейковому QR-коду. Жертве предлагают оплатить услугу или товар по QR-коду с неофициального сайта: деньги утекают на счет мошенников ․
Схема 6. Звонки и сообщения из банка. Мошенники представляются сотрудниками банков и сообщают жертве‚ что некто оформляет на него «кредит»‚ проводит странные операции с его счетом и так далее․
Схема 7. Звонки и сообщения от государственных ведомств. Злоумышленник может представится следователем/дознавателем/судебным приставом/оперативником ФСБ и сообщить жертве‚ что на него заведено уголовное дело‚ чтобы убедится, что речь идет не об однофамильце просит продиктовать паспортные данные․
Если вы понимаете‚ что разговор развивается по одному из перечисленных сценариев‚ то его следует прервать и перезвонить в организацию откуда якобы поступил звонок.