Верховный суд Российской Федерации разъяснил, в каких случаях критика политиков, религиозных деятелей и общественных институтов может рассматриваться как законная, а когда она подпадает под уголовную ответственность. Суд подчеркнул, что отрицательные оценки действий и решений публичных лиц, даже связанных с их официальными обязанностями, не должны автоматически считаться разжиганием ненависти или вражды. Это правило распространяется на обсуждение политических, идеологических, религиозных убеждений, а также национальных и культурных обычаев.

Суд при этом обозначил чёткие критерии, когда высказывания могут квалифицироваться как преступление. Преступление фиксируется только в случае публичного распространения информации, включая интернет и СМИ, если она содержит призывы к противоправным действиям. Это касается оправдания или призывов к геноциду, массовым репрессиям, депортациям, насилию в отношении людей по национальному, расовому, социальному или религиозному признаку.
Отдельное внимание Верховный суд уделил демонстрации нацистской символики. Законное использование символики допускается, если цель — борьба с экстремизмом. При намерении показать привлекательность экстремистских идей или организаций демонстрация символики считается уголовно наказуемой.





