Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию
Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

В середине сентября руководство РЖД вновь подняло тему пересмотра принципов индексации инфраструктурно-локомотивной составляющей стоимости железнодорожных перевозок (тарифа РЖД). Сейчас по поручению президента России Владимира Путина вопрос отправлен на проработку в правительство.



РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД» (ИЦД). Этот индекс рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги. Иными словами, РЖД хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов.


Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. Базовая индексация тарифа сейчас – среднее значение ИПЦ за четыре года минус 0,1%. По этому принципу индексация базового тарифа РЖД в 2019 году составила 3,56%, в 2020 году – 3,5%, в 2021 году – 3,7%. Для сравнения, до этого индексация была гораздо больше: в 2015 году она составляла 10%, в 2016 году – 9%.


Безусловно, в предлагаемой привязке тарифа РЖД к ИЦД есть объективная составляющая. Сложно назвать правильной ситуацию, когда государственная компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные компании-экспортеры. В первую очередь, это угольные компании, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью его затрат на эту перевозку. Однако здесь возникает коллизия. С одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет. Однако проблема в том, что предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает указанное различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД.


При этом в предложении РЖД содержится целый ряд рисков для российской экономики. Во-первых, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге нарушится принцип долгосрочности, и динамика тарифа станет менее предсказуемой. Во-вторых, индекс потребительских цен – величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто под грифом коммерческой тайны, в частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. В-третьих, рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно. Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД.


Таким образом, переход к ИЦД может спровоцировать дополнительный рост инфляции для экономики и конечных потребителей – этот внешний эффект станет платой за более комфортные условия бизнеса для РЖД. Любые изменения тарифов естественных монополий должны учитывать подобные внешние эффекты. Кроме того, такие изменения должны быть полезны для всех: и для перевозчика, и для грузоотправителей, и для конечных потребителей. Проинфляционные предложения – точно не лучший способ индексировать тарифы на железнодорожные перевозки.

 


Город

Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

14-10-2021 15:29
660

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

В середине сентября руководство РЖД вновь подняло тему пересмотра принципов индексации инфраструктурно-локомотивной составляющей стоимости железнодорожных перевозок (тарифа РЖД). Сейчас по поручению президента России Владимира Путина вопрос отправлен на проработку в правительство.



РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД» (ИЦД). Этот индекс рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги. Иными словами, РЖД хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов.


Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. Базовая индексация тарифа сейчас – среднее значение ИПЦ за четыре года минус 0,1%. По этому принципу индексация базового тарифа РЖД в 2019 году составила 3,56%, в 2020 году – 3,5%, в 2021 году – 3,7%. Для сравнения, до этого индексация была гораздо больше: в 2015 году она составляла 10%, в 2016 году – 9%.


Безусловно, в предлагаемой привязке тарифа РЖД к ИЦД есть объективная составляющая. Сложно назвать правильной ситуацию, когда государственная компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные компании-экспортеры. В первую очередь, это угольные компании, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью его затрат на эту перевозку. Однако здесь возникает коллизия. С одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет. Однако проблема в том, что предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает указанное различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД.


При этом в предложении РЖД содержится целый ряд рисков для российской экономики. Во-первых, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге нарушится принцип долгосрочности, и динамика тарифа станет менее предсказуемой. Во-вторых, индекс потребительских цен – величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто под грифом коммерческой тайны, в частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. В-третьих, рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно. Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД.


Таким образом, переход к ИЦД может спровоцировать дополнительный рост инфляции для экономики и конечных потребителей – этот внешний эффект станет платой за более комфортные условия бизнеса для РЖД. Любые изменения тарифов естественных монополий должны учитывать подобные внешние эффекты. Кроме того, такие изменения должны быть полезны для всех: и для перевозчика, и для грузоотправителей, и для конечных потребителей. Проинфляционные предложения – точно не лучший способ индексировать тарифы на железнодорожные перевозки.

 

Оцените статью:
нравится0
не нравится0
00
Сообщить об ошибке!
Поделиться с друзьями:

Добавить «Privet-Rostov.ru» в список ваших источников:
У Вас есть интересная новость, фото или видео? Стали очевидцем происшествия? Звоните:
+7 938 126-71-23 Присылайте в WhatsApp: +7 938 126-71-23, Пишите: [email protected]
Новости партнеров
Новости за сегодня
Пересесть на общественный транспорт и отказаться от личных автомобилей предложил ростовчанам Христофор Ермашов
Сегодня, 13:21 620

Пересесть на общественный транспорт и отказаться от личных автомобилей предложил ростовчанам Христофор Ермашов

По мнению главы ростовского департамента транспорта, переход на общественный транспорт станет первым шагом к созданию города, комфортного для передвижения.

51% жителей Ростова-на-Дону считают, что нужно инвестировать, чтобы зарабатывать больше
Сегодня, 12:58 153

51% жителей Ростова-на-Дону считают, что нужно инвестировать, чтобы зарабатывать больше

Доля ростовчан, которые считают, что надо инвестировать и зарабатывать деньги на финансовом рынке, чтобы повысить уровень своего благосостояния, в 2021 году заметно увеличилась. По итогам опроса, проведённого компанией Сбер Управление Активами, их доля достигла 51%. В целом по стране такого мнения придерживается почти

Банк «Открытие»: 81% жителей Юга против блокировки глобальных интернет-сервисов
Сегодня, 12:53 145

Банк «Открытие»: 81% жителей Юга против блокировки глобальных интернет-сервисов

Подавляющее большинство жителей Южного федерального округа (81%) отрицательно относится к полному отключению России от глобальной сети интернет и к блокировке глобальных интернет-сервисов. При этом полностью эту идею поддерживают лишь 2%, а еще 14% склонны к одобрению такого развития событий. Таковы результаты

«ТНС энерго Ростов-на-Дону» дарит деньги на оплату электроэнергии
Сегодня, 11:31 1 366

«ТНС энерго Ростов-на-Дону» дарит деньги на оплату электроэнергии

«ТНС энерго Ростов-на-Дону» - гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Ростовской области проводит акцию «Киловатты в подарок», в рамках которой 120 жителей региона смогут получить 500 или 1000 рублей на лицевой счет для оплаты электроэнергии.

Объем закупок на платформе ВТБ «Бизнес Коннект» вырос вдвое
Сегодня, 11:28 128

Объем закупок на платформе ВТБ «Бизнес Коннект» вырос вдвое

По итогам трех кварталов объем закупок на торговой платформе для бизнеса ВТБ «Бизнес Коннект» вырос в два раза, превысив 1,3 млрд рублей. Ежедневно платформа обеспечивает проведение 100 конкурсных процедур, а от подачи заявки до определения победителя в среднем проходит от 2 до 5 дней.

Самодельный пистолет у мужчины с диагнозом вялотекущая шизофрения в Шахтах сам подстрелил пассажира в атобусе
Вчера, 16:03 1 202

Самодельный пистолет у мужчины с диагнозом вялотекущая шизофрения в Шахтах сам подстрелил пассажира в атобусе

Минувшим днем, 18 октября, в автобусе № 56 — следующего из поселка Красина в сторону вокзала города Шахты — произошел непроизвольный выстрел из самодельного пистолета, сообщает канал Baza.

Банк «Открытие» получил премию «Качество обслуживания и права потребителей»
Вчера, 13:32 251

Банк «Открытие» получил премию «Качество обслуживания и права потребителей»

Академия бизнеса банка «Открытие» – обучающий проект для компаний МСБ – стала лауреатом XII ежегодной премии «Качество обслуживания и права потребителей» в номинации «Услуги для корпоративных клиентов»

Духовой шкаф Hyundai HEO 6636 BE: центр притяжения на вашей кухне
Вчера, 13:00 334

Духовой шкаф Hyundai HEO 6636 BE: центр притяжения на вашей кухне

Словосочетание «домашний очаг» стало метафорой всего самого ценного для человека: уюта, теплоты и семейных посиделок. В современном доме роль такого «очага» выполняет духовой шкаф, поэтому важна его многофункциональность и привлекательный внешний вид.

Достанет звезду с неба: планетарный миксер STARWIND SPM8183 – космический помощник на кухне
Вчера, 12:00 309

Достанет звезду с неба: планетарный миксер STARWIND SPM8183 – космический помощник на кухне

Домашняя кухня не ограничивается набором блюд из советской столовой. Бытовая техника давно обзавелась приставкой «смарт», и современные семьи с легкостью воспроизведят меню из ресторанов высокой кухни. Достаточно желания и небольшой поддержки «умных» помощников.

Волонтеры Сбера высадят 10 тыс. сосен в Ростовской области
Вчера, 11:34 281

Волонтеры Сбера высадят 10 тыс. сосен в Ростовской области

СберБанк совместно с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и движением «Эка» высадят 10 тыс. сосен в Серебряном бору в Усть-Донецком районе Ростовской области. Экологическая акция состоится в рамках программы восстановления защитных лесов «Южный лесной пояс России», созданной для борьбы с опустыниванием в южных

  • Privet-Rostov.ru
  • »
  • Город
  • »
  • Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию