Политтехнолог Сергей Смирнов дал telegram-каналу «Ростов-на-кону» эксклюзивный комментарий на тему, которая волнует тысячи ростовчан, находящихся на режиме самоизоляции.
«Судя по количеству пропусков, выданных для передвижения по донской столице, большинство ростовских компаний, предприятий и организаций по-прежнему работают, а вынужденно «отдыхают» лишь мелкая торговля, сфера услуг и общепит. И далеко не все они смогут открыться после отмены режима самоизоляции и прочих ограничений или снова закроются после недолгих попыток выжить в «новой нормальности» (термин, который недавно придумали коллеги из МГИМО).
В принципе выжить, продолжить свой бизнес и даже слегка его развить могут все: и небольшая пекарня, и салон красоты, и мастерская по ремонту часов. Главное, чтобы их бизнес удовлетворял как минимум трём условиям: свои деньги, свои сотрудники и свои клиенты.
Начну с самого простого – с денег. Несмотря на все меры поддержки со стороны федеральных и региональных властей, налоговые каникулы и прочие льготы, проценты по кредитам всё равно придется платить (не говоря уже о том, что их придется возвращать). И получать новые кредиты будет сложнее, чем раньше, в том числе из-за мартовского обвала цен на нефть. Поэтому в выигрышном положении оказались те, у кого была собственная финансовая подушка безопасности, в том числе для того, чтобы в нынешних «нерабочих» условиях сохранить если не весь персонал, то хотя бы его костяк. Ни один профессионал не будет несколько месяцев сидеть без зарплаты (или хотя бы части её), он просто уйдет в другие компании и даже другие сферы. Поэтому те, кто не заботится о своем персонале сейчас, потом останутся вообще без него.
Ещё одна не менее важная задача – не потерять своих клиентов. Например, без них могут остаться те рестораны и кафе, которые отказались от продаж на вынос или не сумели организовать нормальную доставку. Кто-то, конечно, может надеяться на потребительскую лояльность, но и она сработает не всегда и не везде. Большинство пойдет в ту парикмахерскую, в тот кинотеатр и в то кафе, которые откроются первыми, и смогут удовлетворить завышенные потребительские требования, поскольку в своих воспоминаниях, а значит, и в ожиданиях склонны приукрашивать качество обслуживания, удобство интерьеров и вкус еды.
После эпидемии коронавируса уйдут не только многие понты (например, в ресторанах и кафе мы захотим платить в первую очередь за вкусную еду, а не дизайнерские изыски шеф-повара), но и развеются многие мифы рекламы и маркетинга (например, о том, что премиальный бизнес - самый выгодный), перестанут работать старые бизнес-стратегии (уже хотя бы потому, что у людей будет меньше денег и ещё меньше готовности их тратить).
Это и будет «новая нормальность», - пишет telegram-канал «Ростов-на-кону».