Конфликт вокруг ремонта Донской публичной библиотеки перерос в общероссийское обсуждение
Конфликт вокруг ремонта Донской публичной библиотеки перерос в общероссийское обсуждение

Разгорающийся скандал вокруг капитального ремонта Донской публичной библиотеки вышел за рамки локального конфликта и привлёк внимание архитектурного сообщества по всей России. Центром критики стал проект обновления фасада здания — один из важнейших элементов архитектурного облика Ростова-на-Дону. Поводом для резонанса стало заявление краеведа Геннадия Крольмана, который в своём Telegram-канале выразил резкое несогласие с предлагаемыми изменениями.


Фото Геннадия Крольмана


По утверждению Крольмана, инициаторы ремонта намерены полностью заменить уникальную туфовую облицовку здания, установленную по проекту архитектора Яна Заниса, на новую — с использованием современной подсистемы вентфасада. Такой подход, по его мнению, не только нарушает историческую целостность постройки, но и искажает изначальный замысел архитектора, который лично выбирал и привозил камень из Армении. Крольман уверен, что проект подменяет реставрацию — капремонтом, который не учитывает ценность оригинальных материалов и их культурный контекст.


Фото Геннадия Крольмана


После публикации критического поста краевед столкнулся с настоящей волной травли. Комментарии наполнились оскорблениями, в адрес его единомышленников поступили угрозы, а сам канал подвергся массированной атаке ботов. Более полутора тысяч фейковых аккаунтов пришлось удалить вручную, после чего Крольман принял решение временно закрыть доступ к своей странице.


Тем временем власти региона в лице представителя министерства культуры Натальи Демиденко заявили, что изменения продиктованы исключительно техническим состоянием фасада. По её словам, туф на здании серьёзно обветшал, и его замена — необходимость. Демиденко также пообещала, что новый материал будет идентичен по составу и внешнему виду, а облик здания, включая барельефы скульпторов Николая Силиса и Владимира Лемпорта, останется неизменным.


Однако такие объяснения не убедили ни специалистов, ни общественность. Архитектор Артур Токарев указал, что переход на вентфасад необратимо нарушит пропорции здания, изменив глубину фасадной линии и визуально "поглотив" барельефы, являющиеся неотъемлемой частью его художественного образа. Он подчеркнул, что даже при использовании схожего по цвету и текстуре туфа структура крепления станет отличной от оригинальной, что повлияет на общее восприятие.


Историк искусства и кандидат искусствоведения Юлия Тарабарина добавила, что здание библиотеки, построенное в конце XX века, уже представляет собой важный элемент культурного ландшафта. Она призвала подходить к вмешательствам в его облик как к работе с объектом культурного наследия, а не как с обычным строением, подлежащим ремонту. Об этом пишет donnews.


К дискуссии подключился и Telegram-канал «Архитектурные излишества», где напомнили, что отделять монументальное искусство от архитектуры недопустимо, особенно в случае с объектами позднего модернизма, для которых подобное единство является принципиальным.


Сейчас архитектурное сообщество России активно обсуждает необходимость пересмотра статуса проводимых работ. По мнению многих экспертов, обозначение их как капитального ремонта вместо реставрации открывает путь к потенциально губительным решениям. В то же время широкая огласка и волна общественного резонанса дают шанс на корректировку проекта — с учётом мнения специалистов и сохранением аутентичности здания.


По предварительным планам, работы по ремонту Донской публичной библиотеки должны начаться уже в этом году, а завершиться — в 2027.



Город

Конфликт вокруг ремонта Донской публичной библиотеки перерос в общероссийское обсуждение

8-04-2025 18:08

Срочные оповещения об атаках БПЛА на Ростов и Ростовскую область публикуются в нашем телеграм-канале

Разгорающийся скандал вокруг капитального ремонта Донской публичной библиотеки вышел за рамки локального конфликта и привлёк внимание архитектурного сообщества по всей России. Центром критики стал проект обновления фасада здания — один из важнейших элементов архитектурного облика Ростова-на-Дону. Поводом для резонанса стало заявление краеведа Геннадия Крольмана, который в своём Telegram-канале выразил резкое несогласие с предлагаемыми изменениями.


Фото Геннадия Крольмана


По утверждению Крольмана, инициаторы ремонта намерены полностью заменить уникальную туфовую облицовку здания, установленную по проекту архитектора Яна Заниса, на новую — с использованием современной подсистемы вентфасада. Такой подход, по его мнению, не только нарушает историческую целостность постройки, но и искажает изначальный замысел архитектора, который лично выбирал и привозил камень из Армении. Крольман уверен, что проект подменяет реставрацию — капремонтом, который не учитывает ценность оригинальных материалов и их культурный контекст.


Фото Геннадия Крольмана


После публикации критического поста краевед столкнулся с настоящей волной травли. Комментарии наполнились оскорблениями, в адрес его единомышленников поступили угрозы, а сам канал подвергся массированной атаке ботов. Более полутора тысяч фейковых аккаунтов пришлось удалить вручную, после чего Крольман принял решение временно закрыть доступ к своей странице.


Тем временем власти региона в лице представителя министерства культуры Натальи Демиденко заявили, что изменения продиктованы исключительно техническим состоянием фасада. По её словам, туф на здании серьёзно обветшал, и его замена — необходимость. Демиденко также пообещала, что новый материал будет идентичен по составу и внешнему виду, а облик здания, включая барельефы скульпторов Николая Силиса и Владимира Лемпорта, останется неизменным.


Однако такие объяснения не убедили ни специалистов, ни общественность. Архитектор Артур Токарев указал, что переход на вентфасад необратимо нарушит пропорции здания, изменив глубину фасадной линии и визуально "поглотив" барельефы, являющиеся неотъемлемой частью его художественного образа. Он подчеркнул, что даже при использовании схожего по цвету и текстуре туфа структура крепления станет отличной от оригинальной, что повлияет на общее восприятие.


Историк искусства и кандидат искусствоведения Юлия Тарабарина добавила, что здание библиотеки, построенное в конце XX века, уже представляет собой важный элемент культурного ландшафта. Она призвала подходить к вмешательствам в его облик как к работе с объектом культурного наследия, а не как с обычным строением, подлежащим ремонту. Об этом пишет donnews.


К дискуссии подключился и Telegram-канал «Архитектурные излишества», где напомнили, что отделять монументальное искусство от архитектуры недопустимо, особенно в случае с объектами позднего модернизма, для которых подобное единство является принципиальным.


Сейчас архитектурное сообщество России активно обсуждает необходимость пересмотра статуса проводимых работ. По мнению многих экспертов, обозначение их как капитального ремонта вместо реставрации открывает путь к потенциально губительным решениям. В то же время широкая огласка и волна общественного резонанса дают шанс на корректировку проекта — с учётом мнения специалистов и сохранением аутентичности здания.


По предварительным планам, работы по ремонту Донской публичной библиотеки должны начаться уже в этом году, а завершиться — в 2027.



Оцените статью:
нравится0
не нравится0
+22
Сообщить об ошибке!
Поделиться с друзьями:

Добавить «Privet-Rostov.ru» в список ваших источников:
У Вас есть интересная новость, фото или видео? Стали очевидцем происшествия?
Присылайте в наш бот в телеграм @privet_rostovbot или пишите на почту: [email protected]
Последние новости
Privet-Rostov.ru » Город » Конфликт вокруг ремонта Донской публичной библиотеки перерос в общероссийское обсуждение