Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и компания «Автомаркетолог» оценили динамику регистраций ТС (легковые автомобили, легкие коммерческие авто и пикапы), ввезенных в страну по схеме параллельного импорта за январь-апрель 2023 года. Несмотря на ежемесячный рост объемов, вряд ли он составит серьезную конкуренцию официальному рынку, а его доля превысит 15% от авторитейла по итогам года. Однако альтернативный канал поставок уже разделил спрос на внутренний и внешний.
Параллельный импорт демонстрируют ежемесячный рост в начала года
Объем регистраций автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, растет стабильным темпами с начала 2023 года, составив 5096, 6067, 8107 до 8817 автомобилей в январе, феврале, марте и апреле соответственно. Ежемесячный прирост таким образом достиг 19% в феврале по сравнению с январём, 34% - в марте и 9% - в апреле. Всего с начала года и по апрель включительно в стране было зарегистрировано 28 087 автомобилей, ввезенных по схеме параллельного импорта.
Однако объемы пока колеблются в районе десятой части рынка
Доля регистраций ТС, ввезенных по параллельному импорту, от объема всех регистрируемых в России машин, при этом пока не достигает высоких значений. Так, в январе и феврале эта доля составляла 9,7% и 5,6% соответственно, а в марте и в апреле этот показатель вырос до 10,3% и 10,7%. В дальнейшем можно прогнозировать, что его доля будет расти, но она вряд ли превысит «потолок» в 15% от всех регистраций на авторынке России.
В параллельном импорте лидируют Toyota, Hyundai и BMW
В регистрациях ТС, ввезенных в страну по параллельному импорту, топ-5 брендов за январь-апрель составили Toyota (5819 а/м), лидирующая с большим отрывом, а также марки Hyundai (2326 а/м), BMW (2282 а/м), Mercedes (2264 а/м) и Mitsubishi (2110 а/м), идущие практически вровень.
В апреле пьедестал почета немного изменился: бессменным лидером остался бренд Toyota (1795 а/м), на второе место вырвался Volkswagen (819 а/м), на третьем оказался BMW (741 а/м), а пятерку рейтинга замкнули Hyundai (658 а/м) и Mercedes (638 а/м).
Лидерство Тoyota при этом вполне логично: в апреле четыре места из пяти в топе моделей, лидирующих по количеству регистраций, заняли именно модели бренда - Toyota Camry (345 а/м), Toyota RAV4 (333 а/м), Toyota Land Cruiser (297 а/м) и Toyota Land Cruiser 300 (233 а/м). Пятое место в этом рейтинге - у внедорожника Hyundai Santa Fe. Таким образом, очевидно, что в регистрациях ТС, ввезенных по параллельному импорту, преобладают модели верхнеценового сегмента.
Также стоит отметить, что подавляющий объем регистраций стабильно приходится на машины SUV-сегмента. В апреле текущего года в России был зарегистрирован 5751 ед. внедорожников и кроссоверов или 65% ТС, импортированных по параллельному каналу поставок. А основной объем регистраций пришелся на машины с бензиновыми и дизельными моторами: количество таких автомобилей по данным за апрель составило 5362 (61%) и 1980 (22%) единиц соответственно. Количество «чистых» электромобилей в структуре регистраций ТС, ввезенных по параллельному импорту, пока не высоко (третье место и 6,2% от всех регистраций за апрель). Однако, как показывает статистика, число электромобилей стабильно растет на протяжении первых четырех месяцев 2023 года: с января по февраль их количество увеличилось с 272 до 339 а/м, а с марта по апрель - с 424 до 546 а/м.
Большинство «серых» авто ввозятся в Россию напрямую, преимущественно на частных лиц и остаются в ЦФО
Автомобили, поступающие к нам в рамках параллельного импорта, в основном завозятся напрямую в страну. Именно Россия как страна ввоза в таможенный союз лидирует по количеству импортированных ТС. Регистрации таких машин стабильно росли с начала года и достигли в апреле отметки в 3607 а/м (2081 а/м - в январе). На втором месте – Казахстан, через который по этому каналу во второй весенний месяц было ввезено 2336 а/м (1821 а/м в январе), и Белоруссия -1252 а/м в апреле по сравнению с 633 а/м в январе.
Примечательно, что половина импортируемых таким образом машин остается в Центральном федеральном округе. Так, за январь-апрель 2023 года в ЦФО было зарегистрировано 12 680 таких машин, и в течение этого периода от месяца к месяцу число регистраций стабильно увеличивается. Этот тренд можно объяснить тем, что центральный регион — это наиболее крупный по емкости продаж авторынок страны. С солидным отставанием от него идут Приволжский и Сибирский федеральные округа, где за первые четыре месяца 2023 года было зарегистрировано 3458 и 3508 таких ТС.
Статистика по регистрациям автомобилей, поступивших по параллельному импорту в страну, показывает, что подавляющая доля этих машин ввозится на частных лиц. Регистрации таких автомобилей достигли 21 223 а/м за период с января по апрель включительно. В то время как количество машин, ввезенных за этот период юрлицами, составило в 3 раза меньше – 6 864 а/м.