Политтехнолог Сергей Смирнов дал эксклюзивный комментарий для telegram-канала «Ростов-на-Кону».
Политолог отметил, что в 90-ые годы на одном из семинаров по рекламе он услышал одну очень интересную, с его точки зрения, фразу: «рекламу сначала должны заметить, прочитать, понять, поверить ей и не забыть к моменту совершения покупки».
По его мнению, если заменить в данной фразе словосочетание «совершение покупки» на слово «голосование», то ее можно применить и к предвыборным агитациям.
- Всё это, если заменить «совершение покупки» на «голосование», в полной мере относится и к предвыборным, а в широком смысле — к политическим программам.
Одна из таких программ была озвучена большевиками в 1917 году — «Земля — крестьянам! Фабрики — рабочим! Мир — народам! Власть — Советам!». При этом она не только одна из самых известных (я регулярно проверяю это на своих студентах, которые легко и без ошибок продолжают её с любого места), но и одна из самых эффективных.
Во-первых, у неё были чётко обозначены и озвучены основные целевые аудитории — крестьяне, рабочие и солдаты (именно они и подразумевались под «народами»).
Во-вторых, она была программой прямого действия, призывая забирать землю, фабрики и прекращать войну.
В-третьих, её можно было легко и естественно видоизменять под любую из целевых аудиторий. Например, в деревне можно было опускать тезис про фабрики и оставлять только про землю и мир.
В-четвёртых, в самом её конце (как известно, лучше всего запоминается последняя фраза) был призыв отдать власть Советам. К тому же создавалось, причём вполне целенаправленно, впечатление, что именно власть Советов обеспечит и землю, и фабрики, и мир.
И, наконец, last but not least, она была короткой и понятной, в ней не было длинных и сложных для восприятия слов. Всё это в значительной мере помогло большевикам сто лет назад победить тех, кто говорил долго, а писал заумно, - подчеркнул Смирнов.
Он отметил, что во времена СССР все лозунги и призывы были правильными и понятными, а главное направленными к каждому работнику. И каждый работник понимал, что перед ним поставлена цель и он должен к ней прийти, причем в кратчайшие сроки.
- А вот в эпоху перестройки дело ограничивалось просто лозунгами вроде «Партия, дай порулить!», «Берите суверенитета столько, сколько сможете!», «Если не Ельцин, то кто?» Сами же политические и предвыборные программы что в те годы, что потом были в своём большинстве многословными, трудночитаемыми, ещё труднее понимаемыми и просто нереалистичными, - сказал Смирнов.
Сейчас же никто из избирателей не будет читать предвыборную программу на 10 страницах, а если она содержи большое количество терминов, то и подавно никто не будет ее детально изучать, за исключением специалистов.
- Если агитатор не может самостоятельно пересказать её, то кто из избирателей её запомнит? Если она не будоражит мозги и не волнует сердце, то кто за неё проголосует?.. Поэтому на нынешних выборах будут голосовать не за предвыборные программы партий или кандидатов, а просто за них самих по принципу «нравится — не нравится», - подытожил Смирнов.