Аналитики сервиса Домклик — партнёра Сбера — изучили, как вид из окна влияет на стоимость и предложение квартир на вторичном рынке в крупнейших городах России, включая Ростов-на-Дону. Исследование показало, что панорама водоёма увеличивает цену «квадрата» в среднем на 12,4%, однако в донской столице такие лоты относятся к категории редких.
Доля объявлений о продаже видовых квартир в крупнейших городах России
Согласно исследованию, более 90% квартир на вторичном рынке в крупных городах России предлагаются с видом на стандартные городские пейзажи — дворы или улицы. На этом фоне квартиры с видами на природу становятся уникальным предложением. В целом по России вид на парк встречается в 4,3% объявлений, на лес — в 3,1%, а на водоём — всего в 2,5%.
В Ростове-на-Дону, расположенном на берегу одной из крупнейших рек России, вид на воду из окон является редкой опцией на рынке недвижимости. Объём таких объявлений составил всего 2,3%. Это связано с особенностями городской застройки, где массовое жилье не всегда ориентировано на береговую линию.
Таких лотов немного и в городах на Волге — Нижнем Новгороде, Казани и Волгограде, а также в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Хотя последний обладает выходом к морю, но массовая застройка там смещена к окраинам и границе с Ленинградской областью.
Влияние видовых характеристик на цены на вторичном рынке
Наличие вида на водоём является самой дорогостоящей характеристикой на вторичном рынке. В среднем по 20 крупнейшим городам России, включая Ростов-на-Дону, такая опция увеличивает стоимость квадратного метра на 12,4%. Меньше влияют на цену вид на парк (+5,5%) и лес (+4,1%).
Больше всего видовые квартиры ценятся в Самаре, Ставрополе, Омске, Новосибирске и Нижнем Новгороде, где надбавка за вид на водоём может достигать 20–50%. В Ростове-на-Дону данная характеристика влияет на цену менее значительно: +7,7% за вид на водоём, +6,3% за вид на лес и +2,2% за парковый вид из окна.
Антон Усачёв, заместитель управляющего Ростовским отделением Сбербанка:
Стоит отметить, что не всегда вид на парк или лес увеличивает стоимость жилья. Напротив, он может его удешевить, если зелёная зона расположена на окраине с неразвитой инфраструктурой. Это особенно заметно на уровне всего региона: квартиры с панорамными видами вне областного центра часто стоят меньше именно из-за своей удалённости от столицы региона.
Методология исследования
Аналитики Домклик изучили объявления о продаже квартир на вторичном рынке в 20 крупнейших городах России по состоянию на конец августа 2025 года. Пользователи сервиса могут устанавливать фильтр объявления по пяти основным видам, открывающимся из окон: улица, двор, парк, лес или водоём. В исследовании учитывались только объявления с указанными видовыми характеристиками. Для каждой категории была вычислена медианная цена за квадратный метр, которую затем сравнили со стоимостью квартир с обычным видом (на двор или улицу).