В учебных заведениях России уже с начала следующего учебного года могут появиться дополнительные отметки, которые будут учитывать не только уровень знаний школьников, но и их поведение. Этот экспериментальный проект планируется запустить в тестовом режиме, о чем сообщил министр просвещения Сергей Кравцов.
По его словам, затягивать с внедрением нововведения не станут, однако перед запуском потребуется тщательная проработка всех деталей, чтобы система действительно приносила пользу и работала в интересах учеников. Сейчас рассматриваются различные механизмы оценивания, которые позволят объективно учитывать дисциплинарные аспекты поведения школьников.
Идея введения подобной системы получила поддержку на государственном уровне. Президент России Владимир Путин в начале февраля поручил правительству обсудить вопрос с родительским и профессиональным сообществом, а также проработать все нюансы такого нововведения. Особый акцент сделан на том, что оценка за поведение должна быть столь же значимой, как и традиционные отметки по предметам. Доклад о результатах обсуждений правительство должно представить не позднее 1 июля.
Одним из предложений в рамках этого обсуждения стало ограничение допуска к выпускным экзаменам для учащихся, получивших неудовлетворительные отметки за поведение. Такую инициативу озвучил председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев. По его мнению, школьники, систематически нарушающие дисциплину, не должны получать равные возможности с теми, кто проявляет ответственность и уважение к правилам учебного заведения.
Хотя для современной образовательной системы России идея оценки поведения является новшеством, исторически такая практика уже существовала. В 1943 году в школах были введены «Правила для учащихся», согласно которым ученики получали отметки за дисциплину. Высшая оценка ставилась за безупречное поведение, средняя – за незначительные нарушения, а двойка могла привести к исключению из школы.