15 мая 2017 года cовместная комиссия Ростовского УФАС России и Управления Службы Банка по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ЮФО признала ПАО «СК «Росгосстрах» и ИП нарушившими ч. 4 ст. 11 ФЗ № 135 «О защите конкуренции».
Нарушения выявлены на рынках оказания услуг ОСАГО и технического осмотра транспортных средств. Механизм нарушения выглядит следующим образом:
Между ПАО «СК «Росгосстрах» и ИП заключен договор № б/н. Согласно пункту 1.1 договора, заключенного с ИП «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей потенциальных страхователей или их представителей о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств (тестирование) и (или) проведению технического осмотра транспортных средств, принадлежащих клиентам, у Заказчика».
Частью 3 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» установлено, что для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику исчерпывающий перечень обязательных документов, в том числе - диагностическую карту, выданную аккредитованным оператором технического осмотра.
При отсутствии диагностической карты Страховщик обязан отказать гражданину в заключении договора ОСАГО.
В данной же ситуации физическое лицо обращается в ПАО «СК «Росгосстрах» для заключения договора ОСАГО не имея диагностической карты, а ПАО «СК «Росгосстрах» заключает с ним договор ОСАГО и отдельно, за дополнительную плату, продает ему предзаполненную диагностическую карту (то есть ненадлежащую в силу закона) – что делать категорически не должно.
Приобретение полиса ОСАГО позволяет гражданину не проводить в последующем технический осмотр автомобиля.
Комиссией установлены следующие факты:
- реализация ПАО «СК «Росгосстрах» полисов ОСАГО в нарушение ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»,
- реализация ПАО «СК «Росгосстрах» предзаполненных (недействующих) диагностических карт совместно с полисами ОСАГО на территории Ростовской области,
- использование транспортных средств без прохождения законодательного установленного технического осмотра транспортного средства,
- отсутствие в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра сведений о 19,7 % (24 820 карт) диагностических картах в 2014г., 49,1 % (52 318 карт) в 2015г. и 47,8% (15 977 карт) за 9 месяцев 2016г,
- фактически не проведение ИП технического осмотра транспортных средств,
- реализация описанного выше - экономически выгодна как ПАО «СК «Росгосстрах», так и ИП.
По итогам рассмотрения дела в отношении ПАО «СК «Росгосстрах» и ИП выданы предписания как о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, так и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства:
ПАО СК Росгосстрах – 19 398 450,76 рублей,
ИП – 15 345 887 рублей.