Активист общественного объединения «Поток» Александр Сушков рассказал, что задумали власти.
Напомним, это группа занимается сохранением Парамоновских складов не первый год и добивается от чиновников создания на данной территории этнопарка.
Слово Александру:
«Дорогие соратники, эскизный проект обустройства «Парамоновских складов», о котором так долго говорили, сегодня был представлен нам на Совете при министерстве культуры.
Учитывая социально-культурную значимость объекта и его масштаб, уместно было предположить, что будет время на предварительное подробное знакомство с проектом, который находится в Министерстве культуры РО. Но членам Совета сообщили о заседании всего за два дня. Единственно, кто успел в минкульте его посмотреть, это мы с Любовью Волошиновой, поэтому нам проще было задавать вопросы.
Первое впечатление, если обобщать высказывания членов Совета: представлено было недостаточно материалов для составление адекватного мнения, поэтому единогласно Совет проголосовал за перенос рассмотрения эскизного проекта на 7 дней с условием, что всем нам разошлют материалы в электронном виде. Придётся бросить свою работу ещё на неделю.
Кое-что уже стало для членов Совета очевидным. Во-первых, наличие родников вообще никак не отражено в проекте за исключением упоминания, что их поместят в канализационные трубы. Никаких водоёмов, а тем более, купален, не подразумевается. На мой вопрос, как это может быть, был ответ – в задании этого не было. На вопрос, кто давал задание – администрация РО. Приехали. Если иметь в виду четыре наши встречи с зам губернатора, где нам кивали головой и изображали вначале готовность построить новую купальню, а позже – учесть наличие родников.
Далее, восстановить хотят по проекту все склады, назначив им функцию: гостиниц, концертно-выставочных залов, ресторанов, бутиков, спа и фитнес-залов, офисов. Причём у всех создалось впечатление, что сохранение фасадов подразумевается всего лишь «по мотивам», но никак не в исторической достоверности. Использование материалов для фасадов оговаривается проектом неконкретно, не факт, что из родных кирпичей. У, практически, всех членов Совета от проекта возникло ощущение новодела.
Не падайте в обморок, деревьев на территории почти не будет, разве что немного на склонах. Даже есть деревья в наших «любимых» квадратно-бетонных кадках. Почти всю территорию хотят закрыть в бетон, асфальт и тротуарную плитку. Большую территорию будут занимать автостоянки.
Об археологических раскопках «Ростовского» городища» и территории «Крепости Димитрия Ростовского» в проекте ничего нет, но на эти действия, исходя из обсуждения, надежда всё же есть.
Подразумевается для предотвращения оползневых процессов склона осуществить забивание свай от «Балкан» до, примерно, зубчатого склада. Однако это перебьёт водоносный слой с непредсказуемыми последствиями и под каждой сваей нужно проводить раскопки. Будет ли это в реальности? Наш вновь открытый каменный склад, как самое старинное здание Ростова, вообще не рассматривается в проекте. На мой вопрос проектанту: в каком виде подразумевается его бытие, – был ответ «пока никак». Что лично я воспринял, как обустройство потихоньку позже в том же новодельном виде. Как и все остальные склады, но чуть позже, когда Парамоны перестанут восприниматься ростовчанами, как притягательное место.
Моё настойчивое напоминание на Совете концепции Этнопарка и «потрясание» кипой подписей за Этнопарк вообще скользнуло мимо сознания проектанта, да и Совет, за исключением Любови Волошиновой, на это не среагировал. Но винить Совет в этом, наверное, нельзя, так как он состоит во многом из замечательных архитекторов, которые привыкли в первую очередь учитывать профессиональную сторону проектов.
Ещё по родникам: я, как и все, поздно узнал о срочном Совете, но, слава Богу, успел созвониться с Министерством природных ресурсов, которое заинтересованно отнеслось к сообщению о Совете и подтвердило свою готовность проконтролировать, что будет с федеральными родниками на Парамонах. В результате я привёл на заседание начальника отдела министерства, которая непосредственно контролирует родники. На днях мы с Любовью Волошиновой встретимся с ней и другими сотрудниками Министерства природных ресурсов на Парамонах и проведём по родникам и обрисуем всю обстановку.
Я напомнил Совету, о необходимости общественного рассмотрения проекта, которое нам обещали все инстанции, в том числе в письменной форме, но, боюсь организация такого события в компетенции не Совета, а Министерства культуры. Инициирование – за общественностью.
При наличии новой информации, обязательно сделаю сообщения. Постараюсь ответить на все вопросы в рамках, оговоренных на Совете».