Это на 10% меньше, чем в августе
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и агентства «АВТОСТАТ» провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую емкость* по итогам сентября 2023 года. Согласно результатам исследования, в начале осени жители РФ потратили на покупку подержанных машин 530,8 млрд рублей. Это на 33% больше, чем в сентябре 2022 года, но в то же время на 10% меньше показателя августа 2023-го. Также стоит отметить, что в сентябре было куплено 509,5 тыс. автомобилей с пробегом — на 11% больше, чем год назад, но на 8% меньше, чем в августе. За 9 месяцев 2023 года затраты россиян на покупку подержанных автомобилей составили 4,3 трлн рублей.
Доля «старых» машин в финансовой емкости растет
Больше всего денег уходит на автомобили в возрасте от 10 лет и старше, причем их доля растет. В сентябре на них было потрачено 204,7 млрд рублей, что составляет 38,6% от общей суммы. При этом в августе на долю «старых» машин приходилось 36,6% всей финансовой емкости вторичного рынка.
А вот доля автомобилей других возрастных категорий в структуре затрат сокращается. Если более «свежим» машинам (возрастом до 5 лет) в августе принадлежало 32,1% всей емкости, то в сентябре уже 30,8% — в начале осени на них ушло 163,3 млрд рублей.
Автомобили в возрасте 5 — 9 лет обошлись россиянам в 162,8 млрд рублей. За месяц их доля уменьшилась — с 31,4% (в августе) до 30,7% (в сентябре).
Сильнее всего в деньгах потеряли «японцы»
В сентябре по сравнению с августом снизились затраты по всем участникам рынка, а сильнее всего — у японских брендов. В первый осенний месяц жители РФ приобрели б/у автомобилей японских марок на сумму 178,8 млрд рублей. Именно «японцы» в деньгах потеряли сильнее всех (-13% к августу). Как следствие, их доля в финансовой емкости тоже сократилась больше, чем у других (на 1,5 процентных пункта). Если в августе она составляла 35,2%, то в сентябре — 33,7%.
Меньше всего за месяц «пострадали» отечественные бренды. В начале осени на покупку таких подержанных машин ушло 41,2 млрд рублей — на 1% меньше, чем в конце лета. В результате доля российских марок выросла сильнее, чем у кого бы то ни было — на 0,7 процентных пункта (с 7,1% до 7,8%).
По затратам на «вторичке» по-прежнему лидируют европейские бренды. В сентябре на их покупку было потрачено 191,1 млрд рублей, что составляет 36% от всей суммы денег. Покупка подержанных автомобилей корейских марок обошлась в 77,4 млрд рублей (доля — 14,6%), американских — в 31,7 млрд рублей (6%), а китайских — в 10 млрд рублей (1,9%).
Доля В-класса в структуре затрат превысила 15%
В финансовой емкости вторичного рынка сильнее всего выросла доля машин В-класса. Так, в сентябре их покупка обошлась в 81,6 млрд рублей. Это составляет 15,4% от всех потраченных денег, хотя месяцем ранее данный показатель находился на уровне 14,6%.
Больше всего денежных средств жители нашей страны по-прежнему тратят на автомобили с пробегом сегмента SUV — на них в сентябре ушло 250,6 млрд рублей. Таким образом, на долю подержанных кроссоверов и внедорожников пришлось 47,2% (против 48,3% в августе).
Что касается остальных сегментов, то 50-миллиардную отметку также преодолели автомобили с пробегом С- и D-класса (61,7 млрд и 53,2 млрд рублей соответственно). Как итог, доля каждого из них в сентябре составила не менее 10%, а у других она оказалась ниже этого значения.
В первый месяц осени затраты упали по всем сегментам вторичного рынка. Сильнее всего это произошло у минивэнов (-16%), а меньше других — в А-классе (-1%).
*Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку подержанных легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средней цены предложений по легковым автомобилям с пробегом и их объема покупок за отчетный месяц.