В след за объявлением США, Европейским союзом, Канадой, Японией и рядом других стран антироссийских санкций в связи с проведением специальной военной операции на Украине, последовали заявления ряда международных компаний об уходе из России. Порядка 600 корпораций из недружественных стран начали распродавать активы, которыми владели в Российской Федерации, приостанавливать свою деятельность и продажи на российском рынке, что грозит им десятками миллиардов долларов финансовых потерь.
Фото для иллюстрации: pixabay.com
О том, какими последствиями для самих компаний обернулись подобные шаги и какие прогнозы можно сделать к настоящему моменту рассказала заведующий кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС, кандидат экономических наук Татьяна Подольская.
Кто и сколько потерял?
По словам эксперта, по прошествии двух месяцев по опубликованной финансовой отчетности стало возможным реально оценить финансовые убытки отдельных международных компаний от ухода с российского рынка. Так платежная система Visa, прекратившая работать на российском рынке с марта 2022 года, уже оценила потери, которые за относительно короткий срок составили 60 миллионов долларов (это административные убытки в размере 35 млн. долларов в результате деконсолидации дочернего предприятия в России и еще 25 млн. долларов, которые были потрачены на оказание поддержки персоналу в России и на Украине). Машиностроительная компания Wartsila (Финляндия), прекратившая свою деятельность в России, оценила убытки в сумму порядка 200 миллионов евро. Нефтегазовая компаний Shell понесла еще более ощутимые потери – 5 миллиардов долларов из-за упущенной выгоды и дополнительных расходов компании.
И не собирались уходить?
«Без ажиотажа»
Экономист отмечает, что россияне спокойно отнеслись к приостановке деятельности иностранных компаний, не создавая ажиотажного спроса. Так по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в начале апреля 2022 года, 85% россиян считают, что отечественные производители в той или иной степени смогут заменить товары и услуги международных компаний, ушедших с российского рынка.
Некоторые компании заявили о возвращении
По её мнению, некоторые крупные игроки рынка, например, Visa и Mastercard, столкнутся с тем, что их ниша занята, а доверие подорвано. Поэтому, чем быстрее международные корпорации примут решение о возвращении в Россию, тем выше вероятность, что доля рынка, которую они занимали ранее, не будет занята или переделена конкурентами.