На обслуживании у ПАО “ТНС энерго Ростов-на-Дону” находится 7 419 бюджетных организаций. Их общая задолженность перед гарантирующим поставщиком на 1 мая 2017г. составила 241 млн. рублей. При этом 143 млн. рублей приходится на клиентов, финансируемых из федерального бюджета, 16 млн. руб. – регионального. 82 млн. рублей – это задолженность муниципальных организаций.
Гарантирующий поставщик ведет системную работу по взысканию просроченной задолженности бюджетных организаций, размер которой по последним данным - 86 млн. рублей или 35,6 % от общей суммы. На данном этапе судами различной инстанции рассматриваются иски ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» на сумму в 29 млн. рублей.
Многие бюджетные организации считают, что на них не распространяется действие Федерального закона "Об электроэнергетике" № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года, согласно которому на просроченную задолженность начисляется пеня в размере 1/130 (около 26% годовых) ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. По мнению представителей бюджетных организаций, при начислении штрафных санкций гарантирующий поставщик должен руководствоваться нормами Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года, которые устанавливают пеню в размере 1/300 (около 11% годовых) ставки рефинансирования.
Потребителей данной категории отказываются оплачивать вмененные им штрафные санкции в полном объёме, ссылаясь на отсутствие лимитов бюджетных обязательств. Не согласившись с подобными доводами, гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд.
Выслушав позицию сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил, что правовой статус ответчика и отсутствие бюджетного финансирования в период возникновения спорной задолженности, не могут являться основанием для освобождения от ответственности. Ссылка на недоведение лимитов бюджетных обязательств недостаточна для обоснования отсутствия вины плательщика или снижения штрафных санкций (Постановление АС СКО от 10 мая 2017 г. по делу № А53-27407/2016). Таким образом, Арбитражный суд, руководствуясь определением Верховного суда РФ от № 308-ЭС16-17315 от 23 марта 2017г., подтвердил приоритет норм Федерального закона "Об электроэнергетике" над нормами Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
«Любой потребленный коммунальный ресурс должен оплачиваться в полном объеме и сроки, установленные действующим законодательством. Тот факт, что аргументы представителей бюджетных организаций не были приняты во внимание судами, говорит о следующем: эта категория потребителей должна осуществлять более грамотное бюджетное планирование и эффективно рассчитывать энергопотребление» - прокомментировал сложившуюся ситуацию заместитель генерального директора ПАО “ТНС энерго Ростов-на-Дону” по правовым вопросам Алексей Верозубов.