За первые девять месяцев сельскохозяйственного сезона 2024/2025 года объемы отгрузки зерна на экспорт через порт Кавказ из Ростовской области сократились на 43%. Основной причиной спада стал уход с рынка зернотрейдера «Родные поля», который ранее обеспечивал значительную часть перевалки, используя крупнотоннажные суда-накопители. Компания вывела свои суда с рейда порта, что привело к резкому снижению логистических возможностей. Об этом пишет gorodn.
Ситуация ухудшается с каждым месяцем: если в начале сезона спад был умеренным, то к весне показатели обрушились в несколько раз. В феврале отгрузки сократились в 3,5 раза, в марте — в 6 раз, а в апреле — в 5,4 раза. Для сравнения, в апреле 2024 года экспортировали всего 204 тыс. тонн зерна против 1,1 млн тонн годом ранее.
Порт Кавказ играет ключевую роль в экспортной логистике Ростовской области, поскольку местные порты не способны принимать крупные морские суда. Вместо этого зерно перевозят речными судами на рейд Кавказа, где его перегружают на океанские корабли. По данным региональных властей, таким способом отправляют около 60% зерна и 15% растительного масла, производимых в области.
Анонимный источник на рынке пояснил, что «Родные поля» (ранее ТД «РИФ») обеспечивали основную часть перевалки, используя специализированные суда-накопители. После их ухода остался лишь один такой корабль, который не справляется с нагрузкой. Через эту схему экспортировали зерно не только предприятия Ростовской области, но и производители Поволжья — Саратовской, Самарской, Волгоградской и Ульяновской областей. Если перевалку не восстановят, грузооборот всех портов региона может резко сократиться.