О каких изменениях в сфере ЖКХ нужно знать — короткий дайджест от доцента ЮРИУ РАНХиГС Анны Титовой
Сервис тарифного регулирования разрабатывается в России, сейчас в нем тестируется функционал по установлению расценок на связь, в 2024-2025 году в него добавят данные по электроэнергетике и ЖКХ.
Доцент кафедры конституционного и муниципального права, руководитель юридического департамента ГК в сфере обращения с отходами Анна Титова прокомментировала изменения в сфере ЖКХ и электроэнергетике
Полномочия по установлению уровня цен (тарифов) на электрическую энергию, обращение с ТКО, водоснабжение и иные регулируемые в сфере коммунальных услуг реализуют на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год Федеральная антимонопольная служба и исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Региональные службы по тарифам) в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС. Регулируемую деятельность ведут более 29 тысяч ресурсоснабжающих организаций, РСТ субъектов ежегодно принимают более 71 тысячи тарифных решений. Достаточно часты случаи нарушений порядка ценообразования, оспаривания тарифного решения, картелей хозяйствующих субъектов, сговоров тарифного органа с регулируемой организацией, что подтверждает обширная практика рассмотрения подобных споров территориальными органами УФАС, административной апелляцией ФАС России, Арбитражными судами страны.
Реализуемые ФАС России с 2021 года пилотные проекты по запуску аналитических цифровых сервисов, например, «федеральный тарифный светофор», показали свою результативность, позволив минимизировать количество ошибок, допускаемых РСТ субъектов, отменить несколько десятков тарифных решений об установлении тарифов, привлечь к ответственности должностных лиц региональных органов регулирования по статье 14.6 КоАП — нарушение порядка ценообразования.
В связи с чем полагаю, что активная цифровизация в сфере тарифного регулирования гарантирует увеличение прозрачности процесса ценообразования, позволит минимизировать, а возможно и исключить бюрократизацию, безосновательное применение преференций в отношении некоторых хозяйствующих субъектов, способствует предотвращению необоснованного уровня цен, повысит конкуренцию и обеспечит должную превенцию нарушений антимонопольного законодательства.