Россия с 21 августа стала полноправным участником Монреальской конвенции, к которой ранее присоединилось большинство стран мира.
Этот документ расширяет права пассажиров и усиливает ответственность авиакомпаний при выполнении международных рейсов. Увеличенные размеры выплат за задержки рейсов могут сильно ударить в первую очередь по страдающим непунктуальностью чартерным перевозчикам - по уровню ответственности они теперь не отличаются от регулярных авиакомпаний. Впрочем, компенсации будут подлежать только прямые убытки пассажиров, а сама по себе задержка вылета не считается основанием для выплат. Авиакомпании пока спокойно относятся к изменениям. А в Госдуме второго чтения ждет законопроект, который приведет Воздушный кодекс РФ в соответствие с Монреальской конвенцией.
Теперь права российских пассажиров на международных рейсах любых авиакомпаний мира находятся под защитой норм МК. На основе принципа наиболее полного возмещения ею устанавливается справедливая компенсация за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, повреждение его багажа и задержку рейса. Размер компенсаций по Монреальской конвенции определяется с помощью искусственного платежного средства Международного валютного фонда - специальных прав заимствования (SDR). Курс SDR на 19 августа составляет 83,4357 рубля. В пределах максимально установленного размера компенсации авиаперевозчик обязан возместить ущерб пассажиру независимо от своей вины. При сумме ущерба, превышающей лимит, авиакомпания может освободиться от ответственности, если докажет, что вред был нанесен не по ее вине.
Как рассказали "Известиям" в Минтрансе, МК распространяется на все международные воздушные перевозки, не разделяя понятия чартерных и регулярных рейсов. На внутрироссийских маршрутах положения данного международного договора не применяются. Большинство норм МК, в том числе о размере ответственности перевозчика, имеет прямое действие и обладает преимуществом над национальным законодательством.